Новолялинский ЦБК – крупное предприятие, с полным циклом производства – от рубки щепы, варки целлюлозы до производства бумаги и изделий из нее, является градообразующим предприятием. Толчком к развитию лесоперерабатывающей и бумажной промышленности на восточном склоне Северного Урала явилась постройка в 1901 – 1905 гг. железной дороги и начавшееся после 1890 года переселение жителей из центральных губерний в небольшие населенные пункты, и, в частности, в район станции Ляля.

Строительство Новолялинского целлюлозно-бумажного комбината было начато в апреле 1913 года, под руководством финских инженеров. Одновременно строились бумажная фабрика с древесно-массным заводом, лесопильный завод, силовая станция, механические мастерские и сам поселок. Строительство продолжалось немногим более года, и в июне 1914 года начался выпуск оберточной бумаги и пиломатериалов.

Строительство целлюлозно-сульфатного завода началось незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Оборудование для завода было куплено в Финляндии. Варочные котлы были вращающиеся, промывка целлюлозы производилась в диффузорах, мощностью до 10 тонн в сутки. Выпуск целлюлозы начался в ноябре 1922 года. Это был первенец сульфат-целлюлозного производства в СССР, на базе которого растились кадры специалистов, накапливался опыт для дальнейшего развития этой отрасли промышленности.

В период с 1930 по 1992 год производилась реконструкция и модернизация производства для наращивания мощности, улучшения качества и количества выпускаемой продукции, экономии сырья, материалов и энергоресурсов, снижения себестоимости и освоения производства новых видов продукции.

С переходом к рыночной экономике в 90-х годах, остро встал вопрос экономии сырья, материалов и энергоресурсов, перехода на производство продукции востребованной на рынке. ТЭЦ переводится на сжигание газообразного топлива. Картонный цех со 100% древесной массы перешел на производство картона из макулатуры и композиционной макулатурной массы, проведены работы по использованию оборотной воды в производство. На месте демонтированного оборудования древесно-массного отдела устанавливается оборудование по подготовке макулатурной массы для БДМ №2 на выпуск бумаги для производства гофрокартона и оберточной бумаги. В целлюлозном цехе установлено КИПиА для контроля за соблюдением технологического регламента, смонтировано емкостное оборудование для хранения щелоков и запаса целлюлозы. В мешочном цехе на линиях по склеенным мешкам установлено флексографическое оборудование. В настоящее время в мешочном цехе продолжается обновление производства – приобретено оборудование немецкой фирмы «Windmöller&Hölscher» по производству склеенных мешков для строительных смесей.

Продукция комбината поставляется на крупные отечественные предприятия пищевой, строительной, металлургической, химической отраслей промышленности, на предприятия автопрома. Выпускаемая продукция пользуется большим спросом в странах Ближнего Зарубежья – особенно цементными заводами.

В настоящее время Новолялинский ЦБК продолжает развиваться, осваивать новые виды продукции, вести постоянную работу по улучшению качества производимой продукции. По разработанной долгосрочной программе технического перевооружения проводится модернизация производства направленная на снижения простоев оборудования, экономии энергоресурсов, облегчение труда рабочих. Находится в разработке программа приоритетного освоения лесов с глубокой переработкой древесины.

Novolyalinsky District Pulp and Paper Plant is a large enterprise with a complete production cycle. From wood chip cutting and pulping to paper and paper products manufacturing. Novolyalinsky District Pulp and Paper Plant is a pivotal district enterprise. The timber processing and paper industries of Northern Ural were quickly developing. The main reasons for that are the railroad construction that took place in 1901-1905 and the mass migration that took place since 1890. It led people away from the central provinces to small populated areas like the Lyalya station district.

The construction of Novolyalinsky District Pulp and Paper Plant started in April 1913 under the guidance of Finnish engineers. Same year marked the appearance of a paper mill with a wood-pulp plant, a sawmill, a power station, workshops and the village itself within the territory of the station. Construction lasted little over a year and the production of wrapping paper and lumber began in June 1914.

The construction of the pulp and sulfate plant began shortly before the October revolution of 1917. The equipment for the plant was purchased in Finland. With the help of rotating digesters, pulp washing was carried out in diffusers with a capacity up to 10 tons per day. Pulp production began in November 1922. This was the first time the sulphate-cellulose production was carried out in the USSR. It helped to develop a professional community and the experience required for the further development of this industry began to accumulate.

In the period from 1930 to 1992, the reconstruction and modernization of production was carried out to increase its capacity, improve the quality and quantity of products, save raw materials, materials and energy resources, reduce costs and develop production of goods.

The transition to a market economy of the 90s threw the issue of saving raw materials and energy resources into sharp relief. It also raised a question whether or not the production should focus on the goods that are in demand on a current market. TPP swtiches to the combustion of gas fuel. Paperboard workshop with 100% wood pulp switched to the production of paperboard from recycled paper and recycled composite recycled stock. Further developments were made to include the use of recycled water in production. The abandoned wood-mass Department territory containing dismantled equipment becomes a site for the new equipment that processes recycled paper into the materials used by the papermaking machine (БДМ №2). The papermaking machine starts the production of corrugated cardboard and wrapping paper. The pulp production unit installs Instrumentation to monitor compliance with technological regulations and mounts capacitive equipment for the storage of liquor and cellulose stock.  The bag production unit installs flexographic equipment on the pasted bags production lines. Currently, the bag production unit continues to upgrade its production. Recently it purchased the equipment of the German company «Windmöller&Hölscher» for the production of pasted bags for construction mixtures.

The plant’s products are supplied to a number of large domestic enterprises in food, construction,metallurgical, chemical and automotive industries. The products are in great demand in the neighboring countries with cement plants being the most notable customer sector.

Currently Novolyalinsky District Pulp and Paper Plant continues to develop, master new types of production and conduct continuous work on the improvement of its production quality. In accordance with the developed long-term program of technical re-equipment, the plant currently carries out the modernization of production aimed at reducing equipment downtime, energy resources saving and the facilitation of the work process. In addition, the plant aims to create a program of forest exploitation that concentrates on the advanced wood processing.